понедельник, 14 марта 2016 г.

Узбекская служба «Радио Би-би-си» может идти против этических принципов?

Узбекской службе «Радио Би-би-си» можно нарушать этических принципов, которые существуют в этой известной корпорации? Разве ради гонорара журналисту дозволено идти против фундаментальных журналистских ценностей?

На прошлой неделе мне позвонил журналист из узбекской службы «Радио Би-би-си» и попросил дать интервью о состоянии пенсионеров в Узбекистане. Я ему ответил, что на данный момент нахожусь на лечение в кардиологическом диспансере и через несколько дней мог бы поговорить с ним. «Тогда я не буду включать диктофон, а задам несколько коротеньких вопросов», - сказал журналист. Он, по его словам, поговорим со мной, с одним из пенсионеров Узбекистана, хотел выяснить для себя некоторые моменты пенсионного обеспечения в нашей стране.

Мы побеседовали несколько минут. Мы не могли разговаривать долго. Это не только по той причине, что я был болен. Так как у Beeline отвратительная связь, я должен был говорить слишком громко, буквально кричать. В больнице, тем более, в палате, где лежал со мной тяжело больной пожилой человек, не мог этого допустить.

Через несколько дней, точнее 9 марта на сайте узбекской службы «Радио Би-би-си» появился текст нашей беседы. Только вчера это стало мне известно. Может быть, и по радио передавали подробности беседы, которая не была предназначена для огласки?!

На сайте Би-би-си имеется следующая информация: «У Би-би-си есть свод собственных правил об этических принципах и редакционных ценностях, на которых основана вся работа корпорации. Фундаментальными журналистскими ценностями Би-би-си являются: правдивость и точность, беспристрастность, независимость, общественные интересы и подотчетность аудитории».  

О принципах и ценностях более детально речь идет в разделе «Редакционные ценности Би-би-си». Так, говоря о такой ценности как «Честность», указывается следующее: «Программы Би-би-си должны быть основаны на честности, открытости и прямоте».

Возникает вопрос: Все эти этические принципы и редакционные ценности корпорации не имеют никакого отношения узбекской редакции «Радио Би-би-си»? Ей все дозволено? Она считает себя государством в государстве?

До сих пор я наивно полагал, что Би-би-си – это серьезная радиостанция с давними традициями. Приводил в качестве примера ее кодекс этики на занятиях с молодыми журналистами. В одной из своих статей, критикую не этическое поведение журналиста радио «Озодлик» (узбекская служба радио «Свобода»), констатировал, что журналисты радио Би-би-си всегда придерживаются этических норм, никогда их не нарушают (http://rtoshpulat.blogspot.ru/2014/09/blog-post_25.html#more ).

В материале «Радио Би-би-си», который подготовлен журналистом основываясь на приватную беседу со мной, есть немало неточностей и нарушения простых этических требований журналистики. Так, часто мои слова приводятся в кавычках. Нарушая все нормы журналистских требований, мои слова оторваны от контекста, сам корреспондент составил эти предложения по своему усмотрению, вкладывая в них больше негатива. Дело в том, что прямая речь источника должна даваться в кавычках так, как она была изложена им. Если журналист хочет передавать смысл высказываний источника, тогда обязан написать от третьего лица.

Приведу примеры. Корреспондент указывает, что я говорил прямо так: «Многие получают по 250-300 тысяч сумов (50 долларов). Те, кто по разным причинам раньше не работал, и домохозяйки получают такие небольшие пенсии». Именно так я не говорил. Раз дается в кавычках в качестве прямой речи, эти слова должны быть точно таким образом высказаны мной. Это требование профессиональной этики.

Дальше уже от третьего лица корреспондент пишет: «Согласно моему собеседнику, если дети не помогают, даже на самую хорошую пенсию прожить не возможно». Я говорил примерно так: «Моя пенсии и пенсия моей жены нам хватает. Но есть многодетные семьи, которые часто проводят разные мероприятия, такие как, свадьбы, отмечают дни рождения и т.д. В таких случаях пенсионеры – бабушка и дедушка помогают своим детям и внукам, делают подарки и, естественно, пенсия расходуется».

Другие примеры приводить не буду, так как опубликовав содержание частной беседы, журналист Би-би-си нарушил этическую норму нормальной журналистики. Некоторые знакомые рекомендуют мне обратиться  в суд за нанесенный моральный ущерб. Но этого делать не буду. Думаю, что уважаемая корпорация сама наведет порядок внутри своего хозяйства.

Тошпулат Рахматуллаев






Комментариев нет:

Отправить комментарий